Статьи


 На этой странице вы можете прочитать статьи: 
  • РУССКИЙ: учить или не учить?
  • Мама, не уходи! или Как помочь адаптироваться ребёнку в новых условиях;
  • Не хочу учиться…
  • Мама, посиди со мной!... (детские протесты)
  • Полёт туда и обратно или сорока-ворона по-фински. (В отпуск с ребёнком. Что делать в дороге?)
  • Открытое письмо - обращение к родителям! ("Не могу согласиться с автором статьи «Иммигрантка из Украины готовила бойню в школьном туалете» Игорём Трафименко"...)
  • Что делать если подросток смотрит порно? – Лишить его этой возможности!

 *****************************

Русский: учить или не учить?

Этот вопрос, по крайней мере, раз в жизни задал себе каждый «русскознающий» родитель в Израиле. Не каждый в итоге решил общаться со своими детьми на русском. Некоторые пришли к какому то однозначному ответу и на том успокоились. Для кого-то это превратилось в постоянную дилемму, для кого-то - в ежедневную борьбу. Здесь мы решили представить вам взгляд двух специалистов, двух женщин для которых изучение русского языка в Израиле стало частью их профессиональной научной деятельности.                  
Начнем с другого вопроса: двуязычие /многоязычие – это трагедия или удача? Те, кто видят в нем трагедию, обычно опираются на гипотезу Сепира-Уорфа, по которой язык определяет познание мира. Соответственно,  язык диктует и поведение личности, ее лояльность той или иной стране и культуре, ее эмоциональность, способность к логическому мышлению.  Далее, цельное мировоззрение связывают с формулой: «один человек — один язык», а двуязычие/многоязычие  - с раздвоением личности или, иначе, с языковой шизофренией. Из этого противопоставления следует логический вывод о том, что человеку вполне достаточно одного языка, а для эмигрантов и представителей этнических меньшинств лучшей стратегией достижения успеха является полная ассимиляция в рамках доминантной культуры. То же, кстати, относится и к носителям диалектов в пределах одного языка.
Вместе с тем, многоязычие всегда было свойственно наиболее динамичным слоям населения: знати, купцам (и, так называемым, торговым меньшинствам, в том числе цыганам и евреям), ученым. Знание языков ассоциируется с мудростью, властью, силой и магией (вспомним русскую сказку о юноше, обучившемся у колдуна языку птиц, — непонятный язык нередко ассоциируется со щебетом). И, разумеется, сила эта, как и знание вообще, может вызывать зависть и страх (существительное ведьма происходит от глагола ведать, т.е. знать). Объявить знающего безумным или враждебным – проверенный способ его нейтрализации.
В современном мире глобализации знание языков становится одним из важнейших путей к профессиональному выживанию. Скажем, в Израиле без знания английского языка нельзя окончить университет, а для научной работы нужен еще хотя бы один дополнительный иностранный язык. Соответственно, общий вопрос о многоязычии решен положительно, а его место занял вопрос о языке конкретном. Речь, таким образом, идет о статусе русского языка и о том, ЧТО наши дети получат в обмен на приложенные усилия. Сигналы, посылаемые истеблишментом русскоговорящим израильтянам, указывают на его «бесполезность». Знание русского связывается с «поколением пустыни», с эмигрантским гетто и слабым ивритом. Без русского можно окончить университет, устроиться на работу, продвинуться в бизнесе и в науке, стать «такими, как все». Сигналы эти падают на благодатную почву: человеку свойственен принцип экономии усилий, а сохранение русского языка в ивритоязычном окружении без государственной поддержки – дело нелегкое; «из воздуха» дети его не освоят.
Но не скрывают ли эти сигналы что-либо? Да, и, прежде всего, тот очевидный факт, что любой язык – это культурный капитал (термин Бурдье), ресурс, утрата которого соизмерима с утратой любого другого вида капитала. В отличие от рублей, которые в начале 1990-х было крайне трудно конвертировать в шекели или в доллары, знания конвертировать можно, если канал (язык) не утрачен. От степени сохранности русского языка зависит, нередко, понадобится ли внукам физика и инженера репетитор по физике и математике или деньги удастся сохранить для иных семейных нужд.
Но дело тут не только в деньгах. Знающие дедушка и бабушка – это значимые взрослые, эмоциональная связь с которыми младшему поколению просто необходима. Кроме того, выходцы из бывшего СССР рассеяны по всему миру, со многими из них мы можем познакомить наших детей, передавая им свой социальный капитал. Знание русского языка и знакомство с его носителями открывает дополнительные возможности и для бизнеса, и для науки, и для журналистики, и для промышленности. Помогает оно и при изучении иностранных языков, и при устройстве на работу в Израиле. Не случайно призыв к преподаванию русского прозвучал из уст выросшей в Израиле молодой журналистки Лизы Розовской, высоко оценившей родительские усилия. Добавим, что многоязычная дочь одной из нас нашла работу в музее именно благодаря хорошему знанию русского языка. Объявление капитала не конвертируемым – это старый и проверенный способ устранения конкурентов. И вместо ответа на поставленный в заголовке вопрос, перефразируем строчки поэта А. Аронова, знакомые нам по песне М. Таривердиева из «Иронии судьбы»:

Думайте сами, решайте сами,
Учить или не учить. 



  ******************************





***********************************************
Мама, не уходи!
или
Как помочь адаптироваться ребёнку в новых условиях
Начался новый учебный год. Я захожу в класс и сразу ищу глазами новеньких. Ага, вот "оно чудо природы" - сидит притихшее за последним столом, стараясь быть как можно более незаметной для всех присутствующих и в первую очередь для меня. Через мгновение рядом раздается громогласный окрик и в класс влетает еще одно "создание природы" до селе мной не виденное. Я прохожу к своему рабочему столу, готовлюсь к очередному занятию и стараюсь не производить того особого "учительского" впечатления на детей, которым их заботливые родители, бабушки и дедушки уже успели запугать свое чадо: "На уроке сиди тихо, слушай учительницу!" А в моей голове сидит один единственный вопрос: как сделать так, чтоб и родители вышли из класса - а новенькие не разревелись или не впали в состояние ступора?..

Это ситуация типична и повторяется ежегодно в каждом новом детском (дошкольном) коллективе. Иногда с приходом в сплоченную группу нового ребенка в середине учебного года, она развивается по тому же сценарию и с теми же детьми, что и в начале адаптационного процесса.

Что происходит и как с этим "бороться"?

Во-первых, процесс адаптации проходит у всех детей по-разному. Нам, родителям со стороны кажется, что у детей все должно быть нормально. И внешнее проявления спокойствия у ребенка зачастую воспринимаются как полное благополучие и отсутствие проблем. А слезы, крики и нежелание остаться на занятии с другими детьми - как каприз и избалованность. А может быть это просто родительско воспитательская беспомощность?...

Что ж давайте выясним, что такое адаптация?

Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. данный процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением или перенапряжением психических и физических возможностей ребенка. И у всех он протекает абсолютно по разному

Любое начинание (посещение детского сада, школы, дополнительный учебных заведений) вносит определенные трудности в повседневный ритм и образ жизни ребенка. А именно: вынужденно меняется привычный режим дня, отсутствие родителей, контакт с новыми сверстниками, необходимость слушать и подчиняться незнакомому человеку, уменьшение персонального внимания. Кроме того меняются и повышаются требования не только на занятиях, но и дома. Все это вызывает стрессовую реакцию!

Часть детей адаптируются относительно легко, и на процесс приспособляемости у них уходит 1-3 недели. У других, адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых тревога и напряжение значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался в течении 3 месяцев - требуется помощь психолога.

Во-вторых, давайте подумаем, какие дети быстрее и легче всего привыкают к новому коллективу?

• Дети, чьи родители за ранее говорили и обсуждали возможность и необходимость посещения детского дополнительного учебного учреждения. Например, вместе с ребенком решали, чем ему было бы интересно заниматься: посещать музыкальные или креативные занятия, логику или русский язык.

• Если родители за ранее познакомили ребенка с преподавателем, осмотрели кабинет предназначенный для занятий, вместе посетили школу и посидели на пробном занятии.

• Детям, не имеющим проблем со здоровьем (без хронических заболеваний и не склонных к простудным заболеваниям), так как в период адаптации все силы должны уходить на процесс привыкания к новым условиям, а не на борьбу за выздоровление.

• Самостоятельным детям, умеющим организовать свою деятельность по просьбе взрослого: достать тот или иной цветной карандаш, убрать листок с выполненным заданием в папку, сложить именно ту картинку о которой говорит преподаватель и так далее.

• Особую роль играет питание. Дети получающие в достаточном объеме живые витамины (фрукты и овощи) легче запоминают материал, их концентрация внимания выше и продолжительнее. Они меньше устают и лучше себя чувствуют по сравнению с любителями бутербродов и газированных напитков, которые подкрепляют лишь мышечную, а не интеллектуальную активность и повышают общую рассеянность и расторможеность ребенка.

• И конечно же режим дня. Дети, чьи родители следят за соблюдением режима дня (вовремя ложащиеся спать и в одно время встающие пр.) быстрее привыкают к изменениям, вызванным новыми занятиями, чем в спонтанно живущих семьях.

Чем меньше пунктов соблюдено родителями, тем сложнее проходит адаптация ребенка в новом коллективе. Особенно сложно детям, для кого посещение дополнительных занятий стало неожиданностью или не соответствует их природным способностям (выраженным гуманитариям редко приносит удовольствие занятия математикой). А еще сложнее детям, чьи родители, бабушки и дедушки пытаются реализовать свои нереализованные мечты и желания в ребенке, то есть самореализоваться через ребенка. Или чьи близкие родные в прошлом были работники образования.

В-третьих, нередко поведение детей пугает родителей настолько, что они готовы отказаться от самой идеи посещения детских занятий. С уверенностью могу сказать, что это типичное проявление адаптационного процесса.

Рассмотрим подробнее особенности поведения детей в стрессовой ситуации.
На первых занятиях могут быть сильно выраженные отрицательные эмоции: хныканье, "плача за компанию", приступообразный плач. Особенно яркими бывают проявления страха (ребенок отказывается в ходить в учебное помещение, садиться за стол, отходить от матери, выполнять задания учителя), гнев (на предложение достать карандаш, участвовать в разминке, вернуть раздаточный методический материал - может ударить учителя, соседа по столу), депрессивные реакции, "заторможенность" - ребенок не участвует в работе группы, не выходит на разминку вместе с другими детьми, просто сидит или стоит вместо выполнения определенного задания.
Что делать? Набраться терпения и ждать. Дело в том, что в первое время, когда радость от новизны проходит, наступает период вышеупомянутых отрицательных эмоций. И только со временем, отсутствие родителей и новые социальные связи начнут приносить положительные эмоции ребенку. Подбадривайте его когда он входит в класс, хвалите за успехи и старание. Замечания делайте в крайнем случае и корректно. Для поддержания позитивного настроя ребенка призовите на помощь учителя.

Контактность с новыми детьми и взрослыми на начальном этапе конечно снижается и ребенок может не захотеть принимать участие в групповых разминках, и упражнениях. Это вызвано возрастающим внутреннем беспокойством, повышением уровня общей тревожности и эмоциональной напряженности. Когда внутреннее напряжение спадет ваш ребенок снова станет общительным и контактным. Если несмотря на тревожность он все таки выполняет инструкции учителя и отвечает на его вопросы, то повода для беспокойства нет, адаптация протекает нормально.
Познавательная активность (память, концентрация внимание, различные виды мышления, восприятие) в первые недели посещения занятий может быть снижена (не понимают, что у них спрашивают, не правильно и не впопад отвечают на вопросы, путают понятия, не могут "собраться", не могут рассказать стих выученный накануне) или даже вовсе отсутствовать в связи со стрессовой реакций организма на ситуацию. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы лучше сориентироваться и немного привыкнуть к новой обстановке. Иногда даже отмечается процесс сокращения словарного запаса и появляются примитивные речевые обороты или вообще отказ от вербального общения. В процессе успешной адаптации дети постепенно начинают осваивать пространство, его участие в учебном процессе станет со временем более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана учителю. Речь также восстановиться и обогатиться новыми словами.
Стрессовая ситуация также влияет на другие сферы жизни. Например, двигательная активность - одни дети становятся "заторможенными", другие неуправляемыми. Все это зависит от типа темперамента вашего ребенка (вы помните о существовании четырех типов - холерики и сангвиники, флегматики и меланхолики). Меняется активность не только на занятиях, но и дома. Как только вы заметили, что дома ребенок стал таким же как прежде, значит этот и вне дома его состояние стабилизируется в ближайшее время.

Также может быть нарушен и ночной сон. Это проявляется в прерывистости сна, ребенок иногда может разговаривать во сне, плохо засыпать и с трудом просыпаться.
Отмечается снижение аппетита или появляются другие его легкие нарушения (смена вкусовых предпочтений или отказ от любимых блюд).
На время адаптации здоровье также может "подкачать". Из-за снижения сопротивляемости организма к инфекциям ребенок иногда реагирует на нововведение очередным простудным или инфекционным заболеванием.
К моменту завершения адаптации сон, двигательная активность и дома, и на занятиях обязательно нормализуется. Хорошим признаком также считается и восстановление аппетита.
Каждая родители, желают помочь ребенку быстрее адаптироваться. Поддержка состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую детскую нервную систему которая и так работает на полную мощность.
Итак, по возможности придерживайтесь следующих рекомендаций:
• Не меняйте режим дня ребенка даже в выходные и праздники.
• Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала дружеская и бесконфликтная атмосфера.
• Будьте терпимее к капризам - они возникают из-за перегрузки нервной системы. Больше всего ребенок расстраивается при расставании. Чтобы день у родителей и ребёнка прошел спокойно в первую очередь должна быть спокойна мама.
• Дети "считывают" вашу неуверенность и еще больше расстраивается. Дома, и в детской школе говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в школе - раздевании и подготовке к уроку. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом.
• Пусть на занятия ребенка отводить тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться (из личного опыта могу сказать, что с одним из родителей ребенок расстается спокойно, а другого никак не может отпустить от себя и долго переживает после его ухода.
• Обязательно скажите, где вы будете ждать ребенка или когда придете за ним. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
• У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать "пока"). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.
• Нельзя наказывать и сердиться на ребенка за то, что он плачет при расставании.
• Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро или будете ждать стоя за дверью - потеря доверия к близкому человеку, очень серьезная потеря!.
• Родители должны быть абсолютно уверенными, что посещение детской школы действительно нужно семье. Чем меньше у вас сомнений, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И дети реагируя именно на эту родительскую уверенность и, адаптируется гораздо быстрее.
• Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.
Теперь, когда вы знаете, о сложностях адаптации проявляющихся в поведении детей и которые являются нормальными в ситуации стресса, вам нужно понять: скоро они начнут уменьшаться, а потом и совсем пройдут. И через некоторое время заходя в класс я не буду задавать себе один единственный вопрос: как сделать так, чтоб и родители вышли из класса - а новенькие не разревелись или не впали в состояние ступора?..

Баженова Оксана, Психолог.

*******************************************
Не хочу учиться…

Неоднократно ко мне оброщались родители, дети которых не желают ходить в школу, или не посещают её уже в течении длительного времени. Одни взывали о помощи, другие просили «напугать» их детей, склоняя меня к шантажу. Что это – случайность или закономерность нашей эмигрантской жизни?
Когда хороший дошкольник становится нерадивым школьником, родители обвиняют прежде всего школу или ребенка, и почти никогда - самих себя. В действительности все как раз наоборот: большая часть проблем так или иначе спровоцирована родителями. Нежелание учиться может быть вызвано разными причинами. Одни дети теряют интерес к учебе уже ко второму классу, другие - в четвертом-пятом, третьи - в подростковом возрасте.

Не торопитесь прибегать к карательным мерам. Попробуйте разобраться, что же происходит.
Страх.
Страшно отвечать у доски; выглядеть смешным в глазах своих одноклассников; получить плохую отметку. Отметка - всего лишь цифра, но именно она имеет магическую силу. Из-за них многие родители становятся врагами для собственного ребенка.
Несмотря ни на что, в любой ситуации, при любой неудаче, станьте союзником своего ребенка. Он имеет право рассчитывать на вашу помощь и поддержку. Всегда на первое место ставьте интересы ребенка. Если нелюбовь к школе объясняется страхом перед учителем, возьмите решение этой проблемы на себя. Поговорите с педагогом, может быть, он не придает особого значения своему тону разговора. Общайтесь с учителем не как с врагом, а как с союзником, который в силах помочь вашему ребенку.
Дети не всегда могут объяснить, что именно им мешает.
Чтобы узнать, напряжен ли ребенок на уроке, загляните в его тетрадь, на ту страничку, где классная работа. Почерк всегда отражает внутреннее состояние человека. Если буквы (цифры) прыгают, качаются из стороны в сторону – значит, ребенок находится в напряжении или испуган. Если почерк ровный но в словах пропущенны буквы - это тоже тревожный сигнал: что-то (или кто-то) не дает ему сосредоточиться. Обсудите это с учителем, может быть, вашему ребенку просто противопоказаны задние парты, потому что он все время отвлекается или, наоборот, неуютно чувствует себя, сидя впереди.
Не сложившиеся отношения с одноклассниками - распространенная причина, по которой ребенок не хочет посещать школу.
Попробуйте вызвать его на откровенность и разобраться: может, он склонен противопоставлять себя коллективу? Или, имея амбиции лидера, не удовлетворен своим положением в классе? Может, у него возник конфликт с конкретным учеником? Или его угнетает обидное прозвище? Анализируйте, обсуждайте с ребенком все, что его волнует.
Виноват ли ребенок, если ему неинтересно учиться?
Ведь он не может сам найти себе хорошего учителя или объяснить плохому, как надо работать. Заставлять учиться из-под палки, вопреки скуке - это не принесет полезных плодов. А личность ребенка может быть сломлена, интерес к познанию вытеснится словом «надо». Пообщайтесь с родителями одноклассников. Если и другие дети томятся на уроках, причина явно кроется в учителе. Может, стоит поменять учителя? Или попытаться самим заинтересовать ребенка.
Причиной отставания в учебе (и как следствие - нежелания учиться) могут быть проблемы со здоровьем у ребенка: плохой слух, слабое зрение, какие-то хронические заболевания или быстрая утомляемость.
Посоветуйтесь с врачом и проверьте общее состояние ребенка. В конце учебного полугодия даже у самых здоровых детей могут проявляться нейродинамические трудности. Проще говоря, усталость мозга, его истощение. Как они, эти трудности проявляются?
 Ребенок чаще, чем обычно, забывает дома тетрадь, учебник, дневник. Забывает (не успевает) записать домашнее задание.
 Почерк укрупняется или, наоборот, начинает мельчить, Если пишет на нелинованной бумаге, строчка может резко падать вниз.

 Увеличивается число глупых, нелогичных ошибок, описок. Ребенок чаше пропускает буквы, не дописывает слова.

 Если на уроке дается самостоятельная работа, начинает работать не сразу, иногда - только к концу урока.

 Ребенок то и дело роняет ручку, пенал, тетрадь... Учителя это нервирует. А на самом деле ребенок бессознательно хочет поменять позу – чтобы подпитать мозг.

Мозг любит: световой день, плавание, хорошо проветриваемые помещения, смену деятельности, ароматы цитрусовых, лавра, хвойных деревьев.
Мозг не любит: курения родителей. В помещении, где находится ребенок, не должно быть даже запаха табака. Табачный дым оказывает очень вредное влияние на растущий мозг.
Полезны дыхательные упражнения, тонизирующие процедуры (контрастный душ, массаж воротниковой зоны, массажные стельки (непродолжительно), 2 сеанса массажа в год), также не помешает консультация психолога.
Дошкольники редко бывают ленивыми - чаще родители страдают от их неуемной активности. Однако если в школе начинаются проблемы, большую часть их родители склонны описывать емким словом «лень».
Школа не набирает в первый класс «неготовых» детей. Ребенок тоже не рвется раньше времени расстаться со своей свободой. Это всегда инициатива родителей. Специалисты знают, что качества, необходимые для начала школьного обучения, формируются у детей к семи годам. Именно в семь лет у ребенка формируется мотивация для перехода от игры к учению.

Часто родители недооценивают серьезность положения. Когда шестилетняя малышка приходит домой и решительно заявляет, что в школе ей не понравилось и ходить туда она не будет, им это кажется забавным курьезом. Между тем, это классический случай отсутствия учебной мотивации. Ребенок еще не доиграл свое. Он находится на другом, не менее важном этапе развития, и нужно позволить ему пройти эту часть пути до конца.
Можно выделить три основных типа детей, у которых присутствуют трудности при обучении:
Способный, но ленивый.
Детей этого типа особенно много в крупных городах. Они нацелены на познание, на получение новой информации. Такой ребенок отправляется в школу, надеясь найти там неиссякаемый источник новых знаний. И порядком разочаровывается, когда выясняет, что школа – довольно скучное место, где приходится делать много неинтересных и неприятных вещей. Часто эти дети, несмотря на хорошие умственные способности, учатся посредственно и даже могут попасть в разряд неуспевающих. При этом жажду нового они удовлетворяют в других местах - чтение, компьютер, кружки...
Социально ориентированный.
Это ребенок совсем другого склада. Этот ребенок ориентирован на похвалу, на одобрение. Он может с равным успехом заниматься самыми разными вещами - суть для него не в предмете, а в том, чтобы все сделать правильно, оправдать ожидания. Он отправляется в школу именно затем, чтобы быть хорошим школьником. Независимо от уровня интеллекта, он неплохо справляется с программой, все выполняет и ничего не пропускает.

Такого рода мотивация совершенно необходима в начале обучения. В младших классах это вполне благополучная категория - и родителям не на что жаловаться. Но наступает время, когда одобрение учителей и родителей теряет приоритетность. На первый план выходит одобрение сверстников. У них же могут быть в цене совсем другие достижения, другие качества. И вот уже ребенка как подменили. Он не делает уроков, учится спустя рукава, где-то пропадает или болтает часами по телефону.

Оба описанных типа детей нельзя назвать ленивыми. Они могут трудиться много и с удовольствием, но при этом не делать то, что мы от них требуем.
Дети, которым ничего не нужно.
Движущей силой развития ребенка является потребность в новых впечатлениях. Чтобы развитие шло нормально, необходимы три основных условия: любовь и внимание матери или заменяющего ее человека, некоторый природный запас энергии у самого ребенка и, наконец, среда, которая обеспечивает ребенка достаточным количеством впечатлений. Дети, которые не получают необходимого внимания и тепла, не получают новых впечатлений, растут пассивными, лишенными интереса и инициативы. Это обычная проблема, если ребенка слишком опекают, ограничивают его инициативу. При этом ребенок с сильной волей бунтует, а более покладистый привыкает, становится пассивным, учится получать удовольствие от своей безопасности, покоя и комфорта.
Совершенно точно не надо бороться с проблемой с помощью ремня, лишения прогулок и других карательных мер. "Пилить" ребенка тоже бессмысленно. Иначе его нежелание делать уроки может перерасти в отвращение к школе и труду вообще, а также к вам лично. Что же касается "пряника", то на этот счет существуют разные мнения. Да и пряники могут быть разными. Взрослые тоже, кстати, трудятся не бесплатно. Если никакие другие стимулы не действуют, материальный тоже может сгодиться. Еще лучше, если вы научите ребенка самого создавать себе стимулы и назначать награду - это ему поможет в жизни.
В следующем номере я продолжу эту тему и расскажу более подробно о детской лени.
Баженова Оксана,  психолог


*********************************************
Мама, посиди со мной!...
"Счастье не так уж слепо, как обыкновенно думают.
Чтобы лучше доказать это, я построю следующий силлогизм:
Первая посылка - качество и характер.
Вторая - поведение.
Вывод - счастье или несчастье.
Из старинной сентенции"

"Собирай игрушки, выключай телевизор и марш спать!" - командуют родители, но в ответ редко слышат согласие. Чаще им приходится как-то реагировать на различные протесты. И так каждый день и по любому поводу.

Протесты детей - это всегда крик о помощи, возможно в неприемлемой форме, но ведь мы сами научили их неадекватно реагировать на ситуацию. Вспомните случаи, когда вы были чем-то раздраженны, расстроены, уставшие, то есть не способные контролировать свои эмоции, и в этот момент к вам зачем-то обращался ваш ребёнок, возможно так же обеспокоенный чем-то и переживающий избыток чувств. Ну, как вы реагировали на него?: "Уйди, мне и без тебя тошно!" или " Хоть ты то не лезь!"...

Эмоциональный мир ребёнка очень ярок и изменчив. Чувства клокочут в детской душе, как в жерле вулкана и конечно же выплёскиваются через край сметая всё вокруг. При этом дети, если их спросить, не могут объяснить, что они чувствуют, какие эмоции переживают в данную минуту: гнев, ярость, обиду, вину, разочарование, стыд, а может быть и всё сразу, а не зная, что с ним происходит, ребёнок не понимает, что надо делать, как помочь себе правильно отреагировать на происходящее.

Наплыв эмоций выходит через плаксивость, истерики, кулаки, ругательства и конфликты. Но даже это не помогает снять напряжение возникшее у ребёнка. Наоборот, мы, родители, ещё больше его увеличиваем: крича, шлёпая и угрожая своему ребёнку наказаниями, домашними арестами и запретами. Создавая таким образом питательную среду для стрессов, нервных расстройств, депрессий и психосоматических заболеваний.

Внутренний, эмоциональный мир ребёнка, детская душа - очень ранимая субстанция. Нарушить мир и покой гораздо легче, чем восстановить равновесие. Поэтому, самое лучшее, что вы можете сделать для своего ребёнка - это профилактика.

Заведите себе всего два правила, которые существенно облегчат вашу жизнь и вопросы непонимания в семье вас больше не затронут:

1. научитесь контролировать свои эмоции и это поможет вам избежать в будущем вспышки ссор и протестов в семье. Семья - это не поле боя, а ваши дети не вражеские оккупанты.

2. приучите себя каждый вечер проводить несколько минут вместе ребёнком, когда он уже лежит в постели. Поговорите с ним о прошедшем дне, о том, что он сделал, что получилось, что и как можно изменить к лучшему (но без оценочно) окажите ребёнку эмоциональную поддержку. Пусть он поворчит, пожалуется вам на кого-нибудь, а вы пожалейте и поддержите его. Скажите ему, что он самый лучший для вас на всём белом свете и вы любите его.

Эффект вы увидите очень быстро: ребёнок стане мягче, покладистее и спокойнее. С удовольствием будет отправляться в кровать, зная, что папа или мама посвятят ему 10-15 драгоценных минут. И не важно, сколько лет вашему чаду 2 или 17, они оценят это, поверьте!

Если ситуация слишком запущенна, то я рекомендую вам попробовать так называемый аутотренинг для детей - расслабляющий метод воздействия на нервную систему. Лучше конечно посетить специальный курс, где опытный, специально обученный тренер поможет освоить, научит грамотно применять аутотренинг для снятия стресса и напряжения дома и в школе.

Ну а пока, сядьте на край кровати, рядом с ребёнком. Предложите ему лечь ровно, на спину, вытянув руки вдоль туловища. Закрыть глаза и сделать 2-3 медленных вдоха и выдоха. Попросите ребёнка постараться представить всё то, о чём вы будете ему читать медленным, спокойным и слегка монотонным голосом. И так сказка...


"Путешествие на корабле"*

Представь себе, что ты находишься на большом корабле. Солнце освещает тебя лежащего на верхней палубе. Корабль плывет медленно и приятно покачиваясь на волнах. Очень медленно и неторопливо морские волны раскачивают корабль туда-сюда, туда-сюда.

Ты замечаешь, что из-за тихого покачивания волн, ты стал совершенно спокойным. Тихий морской шум доносится до твоих ушей, совершенно спокойный и расслабленный ты лежишь на своём корабле.

Ты полностью спокоен и расслаблен,
Ты полностью спокоен и расслаблен,
Ты полностью спокоен и расслаблен.

Из-за легкого и постоянного покачивания волн ты почувствовал себя уставшим. Ты засыпаешь и видишь прекрасный сон. Во сне ты прогуливаясь по своему кораблю и в одной из кают обнаруживаешь большой сундук с сокровищами. Ты открываешь его и видишь очень много старинных золотых монет и украшений. Обоими руками ты загребаешь из сундука столько золота, сколько можешь унести. Драгоценности засверкали в солнечных лучах когда ты вынес их на палубу. Ты радуешься твоему сокровищу, но неожиданно замечаешь, что твои руки устали от тяжести золота и стали очень тяжёлыми.

Твои руки совершенно тяжёлые,
Твои руки совершенно тяжёлые,
Твои руки совершенно тяжёлые.

Совершенно изнурённый и уставший от тяжёлых сокровищ ты снова ложишься на палубу и отдыхаешь. Тёплые солнечные лучи светят на твоё лицо. Ты чувствуешь приятное тепла. Потом лучи переходят на твои руки и ноги.

Твои руки и ноги тёплые,
Твои руки и ноги тёплые,
Твои руки и ноги тёплые.

Ты снова слышишь шум моря и чувствуешь как волны мягко и плавно качают тебя туда-сюда, туда-сюда. Как спокойно раскачиваются волны, так же и ритм твоего дыхания медленное и спокойное повторяет вслед за ними: вдох-выдох, вдох-выдох.

Твоё дыхание спокойное и ритмичное,
Твоё дыхание спокойное и ритмичное,
Твоё дыхание спокойное и ритмичное.

Во время лёгкого сна, ты снова чувствуешь солнечное тепло. Солнце светит прямо на твой живот. Солнечные лучи согревают его и живот стал тёплый..

Твой живот тёплый,
Твой живот тёплый,
Твой живот тёплый.

***Ну вот, накатилась большая волна и пара капель морской воды попала прямо на твоё лицо. Ты чувствуешь прохладные капли на своём лбе. Одно большая капля упала прямо между глаз. Немного холодная, свежая вода на твоём лице дает тебе приятные ощущения.

Твой лоб прохладен,
Твой лоб прохладен,
Твой лоб прохладен.

Время идёт медленно, ты уже отдохнул и проснулся и твой корабль медленно возвращается домой.
Корабль медленно раскачивается на волнах: туда-сюда, туда-сюда и ты уже видишь берег.

________________________________________________________

* - текст рассчитан на детей 5 - 8 лет

*** - если вы видите, что ваш ребёнок расслабился и почти уснул, то дальше читать не нужно, так как .текст приведет его в бодрствующее состояние.
Баженова Оксана,
психолог, руководитель развивающих групп
"Маленький гений", Entspannungstrainerin (DPS)



****************************************
Полёт туда и обратно или сорока-ворона по - фински.

Настроение перед поездкой как правило у меня всегда хорошее. Я летела на курсы повышения квалификации в Санкт-Петербург, через Хельсинки... Устроившись поудобнее в первых рядах салона самолета я даже и значения не предала тому факту, что передо мной расположилась мама с тремя детьми, примерно 4-9 лет.
Полёт длится недолго, но уже через 20 минут я пожалела о том, что оказалась рядом с этой семьей. Дети истошно кричали, "садились" друг другу на голову, толкались и "задирали" друг друга. Ряды кресел под ними содрогались с такой силой, что неминуемо должны были развалиться вместе с самолётом. На редко раздающиеся, "грозные" окрики матери, сделанные скорее "ради приличия" для остальных пассажиров, а не для того чтобы восстановить порядок, дети вообще не обращали никакого внимания. Пассажиры были терпеливы, но стюардессы не выдержали этих пыток. Впервые в жизни я видела, как стюардесса, дрожащими губами и с трясущимися руками, пыталась призвать к порядку разбушевавшихся детей... Результат - нулевой!!!
Через три недели, на обратном пути, следуя по тому же маршруту, я снова оказалась в похожей ситуации - соседями оказалась финская семья с детьми 3 и 7 лет. Это был очень спокойный и приятный полёт. Всё время проведённое в самолёте дети играли вместе с папой и мамой. Они рисовали, играли в пальчиковые игры (Помните "сороку-ворону"? Было что-то очень похожее, а может и тоже самое, только на финском...) Родители читали им книжку, делали массаж и "рисовали" на спине.
Да, да, вы правы! Весь полёт я подсматривала, пардон наблюдала, за этой семьей и ждала - ну когда же родителям надоест возиться с детьми, а дети, в отместку, за это "закатят концерт"! Не дождалась.
Для того чтобы отправиться в дорогу с детьми требуется большое мужество. Нужно не только выбрать место отдыха и оплатить его, собрать чемоданы, упаковав модные в этом сезоне вещички, очки и купальники, не забыть крем для загара и прихватить платье для "коктейля". Необходимо ещё тщательно спланировать занятость Вашего чада, чтобы не было потом "мучительно стыдно" за себя и своего ребёнка. Чтобы отдых впоследствии напоминал о приятном времяпрепровождении, восстановившем Ваши силы и здоровье, а не вызывал желание забыть его быстрее как страшный сон.
Теперь поговорим о самом главном: Как это сделать?
Во-первых, собираясь в отпуск, поинтересуйтесь у своего ребёнка, где бы он хотел отдохнуть? Если ваше чадо предпочитает находиться вдали от воды (боязнь, воды или глубины и пр. ), лучше не настаивать на пляжном отдыхе, подберите другой вариант, где ребёнок будет чувствовать себя спокойно и в полной безопасности. Найдите компромиссное решение. Дети охотно договариваются, если с ними обсуждают важные темы, а авторитарный подход часто приводит к бессмысленным конфликтам.
Во-вторых, очень часто дети с трудом засыпают на новом месте. Поэтому ещё дома предложите ребёнку самому выбрать любимую и удобную пижаму. Если малыш привык засыпать с игрушкой, не экономьте место, возьмите её с собой - так Вы сбережете свои нервы!
В-третьих, постарайтесь придерживаться привычного режима дня. Многие дети с трудом принимают даже незначительные изменения в своей жизни, что проявляется в "беспричинном" беспокойстве, нервозности и раздражительности, и это вряд ли Вам понравиться, дорогие родители.
В-четвёртых, сбор и укладывание детских вещей в чемодан проводите вместе с ребёнком, совместно обсуждая необходимость той или иной вещи в поездке. Это убережет вас от "детских бунтов" уже на месте отдыха.
В-пятых, позаботьтесь о том, чем ваш ребёнок будет заниматься на месте отдыха. Узнайте у тур-оператора, что есть в гостинице для детей: есть ли там игровые комнаты, проводятся ли праздники или "утренники", дискотеки для детей. Каким спортом Ваш ребёнок сможет там заняться, какую экскурсию и где посетить и т.д.
В-шестых, задумайтесь над тем, что будет делать Ваше чадо во время полёта и в часы отдыха на пляже или в гостинице. Предложите несколько вариантов проведения досуга и захватите всё необходимое для полноценной занятости.
Я хочу предложить вам несколько развивающих психологических игр для детей используемых мной в тренингах по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольников и младших школьников.
Memori - это первая игра на которую я хочу обратить Ваше внимание. Она популярна и имеется практически в каждом доме. Цель - развитие зрительно-моторной памяти и концентрации внимания, логического мышления.
Чётное количество наборов картинок (4, 6, 8,...) перемешиваются и раскладываются ровными рядами перед играющими. Игроки по очереди открывают любые две картинки, показывая их участникам и произнося в слух названия рисунка (например, машина - дом). Если ребёнок вынимает две одинаковых картинки - он оставляет их себе, ему присуждается 1 балл и он получает право повторного хода. Если карточки разные, они кладутся на прежние места. Задача каждого игрока - запомнить место расположение карточек и во время своего хода вынуть две парные картинки. Побеждает тот, кто соберёт больше парных картинок и наберёт максимальное количество баллов.
"Занимательные картинки"
Цель - развитие объёма памяти и внимания в зрительной модальности. Возрастной диапазон достаточно широк и подходит для детей от 3-х до 9 лет. Картинки количеством от 4 до 12 штук, в зависимости от возраста игроков, кладутся картинкой вверх. Дети смотрят на картинки в течении 15 секунд и по Вашему сигналу закрывают глаза, а Вы переворачиваете одну из них. Задача играющих - запомнить лежащие перед ними картинки и назвать, что изображено на перевернутой карточке. Отгаданую картинку снова кладут рисунком вверх и продолжают игру с полным набором карточек. Игра длится до тех пор пока детям интересно. Для данной игры можно использовать непарные картинки из Memori.
Для совсем маленьких детей я предлагаю упращённённый вариант игры. Первоначально я выкладываю две или три картинки перед ребёнком и через некоторое время прошу закрыть глаза, после чего докладываю новую карточку. Задача малыша - назвать добавленную картинку.
"Что нового"
Цель - развитие концентрации внимания на деталях. Взрослый рисует (на песке, листе бумаги, асфальте) любую геометрическую фигуру. А дети по очереди пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время пока один из играющих рисует, остальные закрывают глаза, и, открывая их по команде, говорят, что изменилось. Чем дольше Вы рисуете, те сложнее искать новые детали.
"Археолог"
Цель - развитие мышечного контроля. В эту игру хорошо играть на пляже. Взрослый закапывает кисть руки в песок и засыпает её. Ребёнок осторожно "откапывает" руку - делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребёнок коснется ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.
"Уронили мишку на пол"
Цель - развитие слухового внимания, развитие способности быстро принимать решения в нестандартной ситуации. Перед началом игры необходимо вспомнить или выучить стихи Агнии Барто, например, "Уронили Мишку на пол", "Зайку бросила хозяйка" и пр. Далее, Вы совместно с ребёнком выполняете следующие задания: рассказываете четверостишие хором, читаете его в порядке очередности по строчкам (первую строчку Вы, затем ваш ребёнок, затем снова Вы или Ваш супруг(а) и т.д.) Для детей постарше можно усложнить задачу. Например, читать стих по очереди, но слово "мишка" не называть, а вместо этого хлопнут в ладоши. Это будет выглядеть так:
Взрослый: Уронили **** (хлопок) на пол,
Ребёнок: Оторвали ****(хлопок) лапу,
Взрослый: Всё равно его не брошу,
Ребёнок: Потому, что он хороший!
"Замедленные движения"
Эта игра требует высокой концентрации и самообладания от детей, так как двигаться медленнее чем обычно труднее. Цель - развитие крупной моторики.
Родители обсуждают с детьми различные повседневные ситуации требующие движения, как например, подъём по лестнице, катание на самокате, танцы, мытьё посуды и пр. Далее взрослые называет определённый вид движения, который дети должны воспроизвести, но в замедленном темпе. Через некоторое время дети и родители меняются ролями, и теперь уже ребятишки называют вид движения, которое играющим нужно будет воспроизвести также медленно.
"Угадай-ка!"
Цель - развитие воображения и логического мышления. Данная игра похожа на предыдущую, но немного более сложная и подходит для более старшего возраста. Дети и взрослые по очереди показывают какое-либо повседневное действие, а наблюдающие игроки должны угодать, что изобразил водящий. Например, умывание лица, мытьё рук, чтение книги, просмотр телевизора и т. д.
"Шахматы", цель - развитие логического мышления, пространственного восприятия, памяти, воображения, стратегического планирования. Возраст от 5 - 6 лет. Описывать правила игры в шахматы мне кажется не стоит. Это достаточно популярная игра, нужно просто не забыть взять с собой в отпуск мини-набор с шахматными фигурами. Если же Вы сами не умеете играть в них, отпуск - удачное время, чтобы восполнить этот пробел.
И, наконец последнее, во время пляжного отдыха можно использовать элементы песочной и сказочной терапии - придумайте вместе с ребёнком сказочную страну и создайте её, с горами, лугами, лесами и болотами, прямо на песке или на газоне. Населите волшебный мир жителями и придумайте сказку с хорошим добрым сюжетом.
Если же природа не наделила вас воображением, доверьтесь ребёнку. Уж он то сможет придумать фантастический сюжет которому позавидуют голливудские режиссёры и сценаристы.
Не комплексуйте, играйте со своими детьми в различные игры. Поверьте, Вас никто не осудит! Вспомните игры из детства и научите в них играть своих детей. Ведь именно так между родителями и детьми устанавливается эмоционально тёплые и уважительные взаимоотношения.
Баженова Оксана, Психолог.



******************************************

Открытое письмо - обращение к родителям!

Уважаемые родители!
Газета "Форум"
06.2009

Не могу согласиться с автором статьи «Иммигрантка из Украины готовила бойню в школьном туалете» Игорём Трафименко – данный материал вызывает отрицательные чувства и кажеться, что автор не понимает, что Таня – это не просто «иммигрантка из Украины», она наш ребёнок и любой из наших детей может оказаться на её месте. Таня не преступница (и это факт юридический и ещё до суда над Таней автор статьи может получить приглашение в суд за такую оговорку), а просто запутавшаяся и уставшая от груза проблем свалившихся на её детские плечи девочка-подросток.

То что произошло 11 мая 2009 года в маленьком городке Санкт- Августин с нашей бывшей соотечественницой (Татьяна, 16 лет ) думаю глубоко затронуло не только меня, но и многих из вас. Жизнь в очередной раз показала нам, взрослым насколько хрупок внутренний мир детей и подростков. Расхожее мнение о том, что проблемы иммиграции тяжело преодолеваются взрослыми и легко, как многие считают - незаметно, протекают у детей. Это ошибка. "Незаметно" бывает только там, где не хотят замечать.

Детская душа - это открытая книга с большими и яркими картинками.

Вопрос лишь в том, сумеем ли, захотим ли мы, взрослые, эту книгу прочесть?! Ведь нам некогда. У нас "не идёт" немецкий, мы не можем найти работу, партнёра, нам мало платят, не ценят на работе, мы активно зарабатываем капитал и пытаемся реализоваться, что есть сил.

А что дети? У них всё просто - ходи в школу, делай уроки, не прогуливай, дома помогай и ... не мешай нам делать взрослые дела. Нет друзей? - Потом найдёшь. Моббинг в школе? - да плюнь ты на них...!

Как часто, мы родители, не заметно для себя, отравляем неокрепшую душу ребёнка, подростка своими негативными высказываниями в адрес Германии, законов, порядков а иногда и в его собственный адрес. И вот наше чадо благодаря нашему "подвигу" - эмиграция ради детей", оказывается между молотом и наковальней - самостоятельно, без посторонней помощи он не может справиться с возникшей ситуацией. Внутренняя гармония исчезает, хрустальный свет детской души гаснет и вот уже картинки в книге стали чёрно-белыми, а мы всё ещё ничего не видим. Или не хотим? Но бывает и так, что мы не знаем куда обращаться, где искать помощи или боимся, что на нас повесят ярлык, поставят диагноз и мало ли, что ещё может случиться...

Родительская любовь бывает разная. Слепая и холодная, возвышенная, наполненная собственными нереализованными ожиданиям. Тёплая, нежная. Строгая, требовательная или всё разрешающая и всепоглощающая. Требующая успешности и уничтожающая личность. Потребительская или способная раскрыть едва заметные особенности и таланты маленького человека. Поддерживающая и мешающая росту, становлению сильной неординарной личности.

Какую любовь мы дарим своему ребёнку, подростку?

С одной стороны, мы развиваем наших детей водя на всевозможные кружки и занятия - танцы, музыка, рисование, языки. Развиваем способности и таланты, мечтаем о будущей карьере надеясь погреться в лучах их славы. Мы их водим, пока им не исполнится 10-12 лет, потому что когда наступит время их самостоятельности, они уже не захотят посещать эти занятия и мы не сможем их водить принудительно - дети начинают сопротивляться нам. Почему? Да потому что нам не важно, что русский язык преподаёт бухгалтер, а логику инженер и нет подобающей программы и нет знаний о там как нужно работать с детьми и как научить их учиться. Мы просто закрываем глаза и платим деньги. Мы не хотим видеть и знать, что ребнок не хочет посещать эти занятия, хотя видим его слёзы, протесты дома и на занятиях, наказываем за капризы и отправляем снова.

Музыка, рисование, танцы - здорово! Но вот беда, ребёнок уже два года танцует, а его ни разу не выпустили на сцену. Мы возмущаемся, высказываем претензии преподавателю, но он молчит, если он скажет о бездарности вашего ребёнка, то потеряет заработок. Вы мечтаете о карьере Улановой для вашей красавицы дочки, преподавателю нужны деньги - круг замкнулся!

А что нужно вашему ребёнку? Что он думает обо всём этом? О чём он мечтает? Как он себя чувствует? Какие эмоции испытывает?

Да, интеллектуальные способности нужно развивать с раннего детства. Но способности и таланты специальные (к музыке, танцам и пр.) в основном начинают своё развитие после 9 -11 лет.

Другая сторона вопроса покрыта мраком для большинства советских людей - развитие эмоционально-волевой сферы детей и подростков. Что вы об этом знаете, слышали? Эмоционально-волевая сфера не развивается сама по себе, её нужно постоянно формировать и поддерживать, также как и социальный интеллект помогающий ребёнку жить и адаптироваться в постоянно меняющихся условиях. Именно при их недостаточной сформированности у детей проявляются страхи, тревоги, фобии, неуверенность в себе, импульсивность, стрессы и депрессии, психосоматические заболевания. Дети с неразвитой эмоционально-волевой сферой и социальным интеллектом часто становятся жертвами насилия, моббинга, пытаются свести счёты с жизнью. Начинают курит, пить, употреблять наркотики. К этому можно добавить наследственные факторы, особенности менталитета, семейные сценарии, органические заболевания и картина будет просто ошеломляюще чудовищной!

Дорогие родители!

Обратите более пристальное внимание на своих детей, подростков! Не позвольте разорваться тонким ниточкам взаимопонимания между вами. Помогите детям не потеряться в этом огромном штурмующим море под названием жизнь. Существует множество способов оказания помощи детям и подросткам. Обращайтесь за помощью к нашим русскоязычным специалистам - врачам и психологам. Записывайте своих детей на психологические тренинги по развитию эмоционально-волевой сферы и социального интеллекта. Тренинги существуют для детей от 4(5) лет и до 16-18 лет. Существуют курсы аутотренинга, Entspannungstraning для детей и подростков, 80% стоимости их оплачивает медицинская страховка.

Сами посещайте психологические курсы и тренинги, благо есть бесплатные и на русском языке (я веду такие тренинги для женщин уже более 3-х лет). Меняясь сами, вы поможете своему ребёнку, подростку - ибо, у каждой медали две стороны.

Как психолог с 12 летним непрерывным стажем профессиональной деятельности, мать двоих детей, я призываю вас, не оставлять без внимания то, что происходит с вашим ребёнком. Присмотритесь к нему, попробуйте прочитать книгу его души - и многое вам станет ясно. Вы увидите свет и покажите дорогу к нему своему ребёнку, по которой пойдёте вместе, рука об руку.

P.S. За последние несколько месяцев я оказалась в ситуациях когда знакомые мне дети, подростки (не клиенты) совершили не поправимые ошибки.

Зимой покончила самоубийством девочка 17 лет. Мы давно не виделись, но было время когда она была в нашем доме. В мае, Таня пришла с ножом, газовым пистолетом и «смесью Молотова» в свою гимназию, где хорошо училась и попыталась осуществить задуманое - наказание обидчиков. Ей помешали, она в испуге бежала...

Я общалась с обоими девочками всего несколько раз, пару лет назад. Вероятно за это время и произошли не поправимые травмы в детских душах.

Я ни в коем случае не виню родителей в случившемся, я им глубоко сопереживаю и готова оказать любую посильную помощь. Просто жизнь слишком многогранна и не всегда похожа на хрустальный шар Sworowskj.

Баженова Оксана, Психолог, Сказкотерапевт
Руководитель школы эмоционально-волевого и интеллектуального развития «Маленький Гений»


*************************************

Что делать если подросток смотрит порно? – Лишить его этой возможности!


Журнал "Катюша"

А если серьёзно, то вопрос действительно не праздный. В наш век вседоступности и вседозволенности, проконтролировать и отсечь пагубное влияние псевдокультуры почти невозможно. Это своеобразный уход от действительности под влиянием морали общества. А ведь кто-то на этом зарабатывает! Что же делать? – Бороться...

Во-первых, дорогие родители, попытайтесь понять: почему подросток смотрит порно? Что его интересует? Какую информацию он хочет оттуда извлечь?

Во-вторых, возможно это произошло случайно, - ведь во всемирной паутине, такого «добра» - даже слишком много. Случайно заглянув и оценив содержание страницы, ребёнок сам ограничится одноразовым его посещением. Быть может Вы застали его как раз в этой ситуации.

Если это произошло не случайно и ваш ребёнок просматривает порносайты время от времени – может быть, он так снимает своё сексуальное напряжение (что вполне реально для 15-летнего подростка). А возможно среди его друзей, компании, это «нормальное» времяпрепровождение и чтобы не стать изгоем, быть в «теме», он вынужден приобщаться к данной «информации».

В случае систематического просмотра «клубнички» конечно, было бы не плохо отцу поговорить с сыном по-душам на эту тему, но без мамы, криков и паники. Как мужчина с мужчиной. И объяснить, что настоящие интимные отношения между мужчиной и женщиной не имеют ни чего общего с порно. Они базируются и развиваются на другом: в них есть чувства и бережное отношение к партнёру...

Опасность этой ситуации заключается в следующем: к частому и систематическому просмотру порнопродукции склонны дети и подростки не только с ранним сексуальным развитием, но и с девиантым поведением (ранняя алкоголизация, сексуализация, побеги из дома, воровство, бродяжничество и пр.). их тянет на «клубничку» уже с 11 лет и может спровоцировать формирование сексуальной интернет зависимости. Данное времяпрепровождение является сигналом для неотложного обращения за помощью к психологу или психиатру.

В остальных же случаях, предложите ребёнку занятие в спортивной секции, помогите найти хобби, подскажите, как можно реализовать себя. Задействуйте в этих мероприятиях его близких друзей, ведь чужих детей не бывает! И интерес к порно пройдёт сам собой со временем. Лучший способ выхода из этой ситуации - замещение виртуальной иллюзии на реальные успехи в жизни.


Баженова Оксана,  Психолог

Комментариев нет: